В рамках круглого стола, прошедшего в Орловском аграрном университете, обсуждалось текущее состояние и трудности внедрения цифровых технологий, показан реальный опыт эффективности применения нового оборудования. В мероприятии приняли участие представители департамента сельского хозяйства Орловской области, бизнеса высоких технологий из нескольких регионов, агропредприятий, администраций сельских районов Орловской области, профессорско-преподавательского состав.
- Сегодня передовым технологиям в сельском хозяйстве уделяется много внимания, но для их успешного внедрения предприятия должны, в первую очередь, видеть для себя экономическую эффективность, понимать расчет сумм потраченных на их внедрение и полученного в итоге результата, – подчеркнул руководитель департамента сельского хозяйства Орловской области Сергей Борзенков.
Председатель Совета кластера Глонасс Александр Сёмкин отметил, что на сегодняшний день наблюдается прогресс в оснащении сельскохозяйственной техники телематическим оборудованием. Большинству предприятий интересны уже не отдельные разработки под конкретную задачу, а комплексные решения, позволяющие отслеживать и поддерживать производственные процессы «от поля до прилавка».
О перспективных разработках в области цифрового сельского хозяйства рассказал заместитель генерального директора ЗАО «ЕНДС» Алексей Шкуров. В его выступлении приведены результаты решения по умному контролю топлива. В основе решения - интеграция программно-аппаратного комплекса «Навигатор-С» и оборудования марки Benza®, произведенного предприятием ЗАО «Пензаспецавтомаш».
С помощью специального контроллера, передающего данные в навигационную систему мониторинга, осуществляется автоматизация и контроль работы автозаправочных станций и автотопливозаправщиков. Установка системы гарантирует детальный контроль от получения до выдачи топлива, позволяет повысить эффективность путем снижения издержек за счет ведения сквозного учета. С помощью программного обеспечения также можно контролировать и планировать расход топлива.
Автоматизация автотопливозаправщиков позволит удаленно контролировать количество перевозимого топлива, время заливки и опорожнения цистерны, осуществлять безоператорную выдачу топлива потребителю в автоматическом режиме.
Особый интерес решение представляет для агропредприятий и предприятий, осуществляющих заправку транспорта на корпоративных АЗС и при помощи топливозаправщиков.
Одной из наиболее востребованных разработок резидентов кластера Глонасс является модуль can-log, способный считывать необходимые параметры автомобиля посредством цифровой can-шины. С докладом о возможностях устройства выступил директор московской компании «Фарватер» Евгений Рузанов.
- Устройство позволяет определять не только данные по расходу и уровню топлива, но и контролировать состояние узлов и агрегатов техники, действия водителей, а так же объемы выполненных работ. Так, например, с помощью модуля can-log на зерноуборочной технике можно осуществлять контроль загрузки-выгрузки зерна, наполненности бункера, полного времени работы двигателя, а также работы специальных приборов и прицепного оборудования, - отмечает Евгений Рузанов.
Также разработана система распознавания «свой-чужой» - идентификация транспортного средства - позволяющая существенно сократить потери урожая во время транспортировки.
Отметим, что Орловская область вошла в пилотный проект Минсельхоза по цифровизации АПК. Предполагается, что информация с земли будет собираться в единой цифровой платформе Министерства сельского хозяйства, анализироваться и служить материалом для принятия управленческих решений.